Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь

Опубликовано: 2694 дня назад (14 февраля 2015)
Блог: Реклама
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Психолог Андре Кукла занимается исследованием ментальных ловушек, которые вредят людям в повседневной жизни.

Ментальные ловушки, описанные психологом Андре Кукла, — это накатанные и привычные пути, по которым мучительно и безрезультатно движется наша мысль, сжигая невероятные объёмы времени, высасывая энергию и не создавая никаких ценностей ни для нас самих, ни для кого бы то ни было. Мы попадаем в них автоматически, не принимая никаких сознательных решений. Чтобы избавиться от них, прежде всего необходимо научиться их распознавать.

1. Упорство

Первая ловушка, упорство, — это продолжение работы над тем, что уже потеряло свою ценность. Когда-то дело действительно что-то значило для нас — иначе мы вообще не занялись бы им. Но его значимость и смысл испарились до того, как мы дошли до конца. А мы продолжаем — либо потому, что не заметили этой перемены, либо просто по инерции. Моральное обязательство заканчивать всё однажды начатое сидит в нас глубоко. Нам трудно отбросить на полдороге даже явно бессодержательное занятие. Сам факт, что мы что-то начали, уже словно привязывает нас к исходу дела независимо от того, сохраняются ли причины нашей активности.

Мы подчиняемся и закону ментальной инерции. Начав что-то делать, продолжаем двигаться в том же психологическом направлении, пока не дойдём до конца. Как и в случае физической инерции, этот импульс может быть преодолён при воздействии других факторов. Скучные игры, бездарные телепередачи и распродажи вещей, которые нам не нужны, имеют одно счастливое свойство: рано или поздно они кончаются. Однако не все занятия могут закончиться сами. Работа, брак или привычка могут длиться без конца. Мы движемся таким безнадёжным курсом порой просто потому, что нам не приходит в голову пересмотреть наши цели. Если бы мы остановились и спросили себя, хотим ли мы и дальше двигаться в этом направлении, ответ мог бы оказаться предельно ясным. Да любая неуверенность в завтрашнем дне была бы лучше, чем опостылевшая работа восемь часов в день, пять дней в неделю, пятьдесят недель в году — до самой смерти!

2. Амплификация

Амплификация — это ловушка, в которой мы оказываемся, когда вкладываем в достижение цели больше усилий, чем нужно, словно пытаемся убить муху кувалдой. Для решения каждой из задач требуется определённое количество работы. Если мы делаем слишком много, то растрачиваем наши ресурсы попусту. Примеры амплификации: отрепетировать речь столько раз, что собственные слова становятся скучными и безжизненными; набить чемоданы вещами, чтобы быть готовым к самым невероятным сюрпризам; заработать денег больше, чем мы в состоянии потратить; обсудить проблему с десятком человек, попросить совета у одиннадцатого.

В амплификации нередко наблюдается любопытный феномен повторения. Он заключается в том, что, закончив свою работу, мы тут же принимаемся делать её заново. В случае амплификации мы повторяем одни и те же действия, чтобы достичь всё большей и большей уверенности в том, что действительно завершили свою работу. В конце концов, всегда есть опасность, что мы что-то упустили. Прежде чем мы начнём снова просматривать сотни выписанных чеков, чтобы найти причину расхождения в 11 копеек в нашем балансе, стоит спросить себя: а согласны ли мы проделать ту же работу для другого человека за вознаграждение в 11 копеек?

3. Фиксация

При фиксации продвижение к цели заблокировано. Человек не может продолжать начатое, пока не дождётся телефонного звонка, разрешения, отгрузки сырья, вдохновения. Вместо того чтобы обратиться к другим делам, он остаётся в подвешенном состоянии ожидания. Вряд ли нужно объяснять, что фиксация — это чистая потеря времени. Когда нельзя сделать ничего полезного для того, чтобы как-то приблизить цель, лучше всего забыть о ней и заняться чем-то ещё, даже если цель невероятно важна, а альтернатива представляет собой не более чем пустяк. Любая, даже самая малая, ценность лучше, чем просто убийство времени.
15 вещей, которые мужчины хотели бы сказать женщинам: | Когда знаменитые художники работали на рекламную индустрию

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика