Мало букв. Российским дизайнерам не хватает шрифтов

Автор: Vika Gaevskaya
Опубликовано: 2675 дней назад (24 февраля 2015)
Блог: Реклама
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
«От малых причин бывают большие следствия», — шутил Козьма Прутков. Но когда изменения затрагивают глубинные пласты человеческой психики, становится не до шуток. Между тем, чтобы достать до подсознания, вовсе не обязательно погружать людей в гипнотическое состояние. Даже небольшие, казалось бы, изменения в начертании букв, виде используемых шрифтов способны вызвать весьма острую реакцию.
В конце августа 2008 года компания «Яндекс» провела небольшой рестайлинг, сменив латинские буквы в логотипе своего поисковика на кириллические . Одновременно был изменен и шрифт, ставший более простым, «рубленым». Новостная заметка об этом событии, появившаяся на сайте компании, вызвала шквал комментариев — 564 в первую же неделю. Для сравнения: любая другая новость «Яндекса» за тот же период волновала юзеров куда меньше — среднее число комментариев колеблется от 10 до 20. Больше других комментариев (43) собрала новость о расширении перечня городов в проекте «Яндекс.Карты», но разрыв с лидером впечатляет — более чем на порядок. При этом в «Яндексе» вовсе не стремились поразить воображение пользователей. «Слово „Яндекс“ стало частью русского языка, — объясняет причину замены азбуки официальный пресс-релиз. — Оно склоняется и ни у кого не вызывает затруднений. А составное „Яndex“ в любом русском тексте смотрится странно, да и набирать на клавиатуре его неудобно. К тому же наша компания уже восемь лет называется по-русски».
Для юзеров, судя по их комментариям, такое, казалось бы, кардинальное изменение, как появление кириллицы вместо латиницы, на самом деле несущественно. Зато такая «малость», как отсутствие засечек в новом логотипе (гротескное начертание), которые присутствовали в старом варианте (антиквенное начертание), вызвала жаркие споры, причем большинство комментаторов проявили себя ярыми консерваторами. Вот типичная цитата: «Без засечек некрасиво. Старый лучше», — пишет AndRew. «Вся идентифика логотипа пропала, — пишет applesin. — Лого „Яндекса“ был узнаваем из-за этой как бы дореволюционной старомодной буквы „Я“. В конце концов, это было просто красиво. А сейчас — нет». Что это — возврат к истокам, мода на ретро? И да, и нет.
Мы ждем перемен
Современные веб-дизайнеры, стремясь максимально полно учесть привычки посетителей сайтов, ввели в обиход понятие «юзабилити». Но им не пришлось изобретать ничего нового -подобный подход давно используют создатели шрифтов. «Изобразительное искусство — это обман зрения, — пишет основатель компании Letterhead Юрий Гордон в своей „Книге про буквы от Аа до Яя“. — Мы все — птицы, прилетающие клевать виноград Апеллеса, особенно когда разворачиваем ежедневную газету. Потому что шрифт — это постоянный обман зрения, нужный для того, чтобы глаз легко скользил по строчкам, не испытывая раздражения или усталости».
Действительно, «задача типографики проста и рациональна: максимально упрощать восприятие человеком текстовой информации, — размышляет Дмитрий Карпов, креативный директор Soldis. — Нейтральные, читабельные шрифты создали единую визуальную культуру европейских стран». Таким образом, шрифт, этот привычный и, казалось бы, элементарный набор значков, букв оказывается важным, а может быть, и одним из важнейших элементов культуры, идентификации нации. «Шрифт — это не рисунок, а визуализация языка, поэтому мне в своей работе больше приходится общаться с филологами, чем с дизайнерами», — говорит Тагир Сафаев, один из ведущих российских шрифтовиков.
Как и в языке, новации в шрифте возникают редко. Разумеется, время от времени появляются модные шрифты, но период их жизни невелик — год-два, после чего, в соответствии с законами жанра, они становятся неактуальны, и на авансцену снова выходят вечные ценности.
Есть основания полагать, что мы стоим на пороге очередного рывка. «Несмотря на то что наш наборный шрифт принял матрицу антиквы и приближается к западным традициям, я думаю, что русский шрифт ожидает ренессанс — не производственный, а художественный», — размышляет Юрий Гордон.
Как освободиться от любовной зависимости | Чувство вины. Что с ним делать?

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика